Трактор К-700А, К-701 «Кировец»

Трактор «Кировец» — мощь своего времени

К-700 «Кировец» — во многом уникальный трактор с богатой историей и большим послужным списком. В свое время он стал одним из столпов механизации советского сельского хозяйства, благодаря мощи, производительности и универсальности. Многофункциональный колесный трактор тяжелого класса был разработан специально для заполнения пустующей ниши больших машин. И оказался настолько удачным, что его выпуск продолжался без перерывов почти четыре десятилетия!
Сейчас эта модель уже не производится. Но до сих пор часто встречается на полях и строительных площадках России и других государств бывшего СССР.

История создания и производства

В начале 60-х годов прошлого века руководство СССР поставило задачу: разработать и построить тяжелый тяговой трактор 5 класса в колесном исполнении. Бытует мнение, что это случилось после посещения в 1959 году Никитой Хрущевым США, где ему продемонстрировали одну из новинок марки John Deere. Под впечатлением от увиденного он инициировал создание прямого конкурента для «американца».
Главным конструктором проекта назначили Ж. Котина, а базой стал ленинградский Кировский завод. Сроки были поставлены жесткие, поэтому уже 13 июля 1962 года первая машина была выкачена из цеха, и отправилась на испытания. Серийное производство К-700 стартовало в 1969.
Трактор получился удачным, благодаря чему первая серьезная модернизация случилась только в 1975 году. Изменено было многое. Так, обновленные машины с индексами К-700А и К-701 получили по дополнительному баку, более мощные двигатели, улучшенную эргономику и множество менее значительных инноваций.

Варианты применения

К-700 был разработан как универсальный тяговый трактор. С освоением машины и появлением модификаций вариантов ее применения становилось все больше. В целом, она широко использовалась для таких видов работ:

землеройных;
мелиорационных;
дорожно-строительных;
сельскохозяйственных;
транспортных операций.

Технические характеристики

На момент начала серийного производства «Кировец» серьезно превосходил другие трактора по своим техническим характеристикам. Обладая мощным двигателем, он оборудовался 16-ступенчатой коробкой передач и развивал тяговое усилие до 5 тонн. Благодаря этому был способен выполнять самые тяжелые работы. Из других особенностей следует отметить шарнирно-сочлененную раму, увеличивающую общий ресурс. Новинкой стала гидравлическая поворотная система. Рабочая скорость машины достигала 10 км/ч при проведении пахотных работ.

Двигатель

Базовая модель К-700 оборудовалась дизельным двигателем, мощностью 230 л. с. По тем временам установка такого мотора стала настоящим прорывом, учитывая, что наиболее распространенный в 70-х годах трактор ДТ-54 был оборудован силовым агрегатом, развивающим всего 54 лошадиных силы. Кроме того, по спецзаказу производитель поставлял партии тракторов, оборудованные устройством предпускового обогрева. Это также стало одной из инноваций, определивших востребованность этой машины.

Коробка передач

В К700 реализована оригинальная задумка, исключающая использование муфты сцепления. Она заменена педалью сброса давления в приводной гидравлической системе. Сама КПП механическая, 4-диапазонная, шестнадцатискоростная, с постоянно зацепленными шестернями. 4 фрикционами управляет гидравлика.

В целом, машина имеет 4 гидравлических передачи, 4 – механических и 2 нейтральных. Также есть 4 механических режима, повышенная и пониженная. Всего – 16, из которых 8 – задних. Благодаря наличию фрикционов переключение скоростей осуществляется без потери мощности.

Масса и габариты

«Кировец» среди своих современников выделялся не только высокой мощностью и производительностью, но и целым рядом других параметров, в том числе массогабаритными характеристиками. В частности, его полный вес составляет 11 тонн, длина равна 7,4 метра, ширина – 2,53 метра, ширина колеи – 2,115 м. При этом радиус поворота получается не слишком большим и равен 7,2 м.

Расход топлива

Установка мощного дизельного силового агрегата помимо повышенной мощности и большой тяговой способности привела и к большому расходу топлива. Так, нормативное значение для новой, полностью исправной машины в эталонных условиях составляет 266 г/кВт в час. На практике параметры расхода были увеличенными. Так, на обработку 1 Га земли в сельскохозяйственной отрасли обычно уходило 13-15 литров дизельного топлива. Трактористы отмечали, что в среднем за 12-часовую смену сжигали до 100 л. Впрочем, даже первая модификация К-700 оборудовалась большим топливным баком на 450 литров, поэтому слишком часто заправлять машину не приходилось.

Устройство

Трактор получил довольно стандартную компоновку. Четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238НМ был расположено продольно в носовой части машины. Для уменьшения вибрации он укладывался на резиновые подушки. Трансмиссия была стандартной для времени разработки и состояла из:

коробки переключения передач;
карданной системы передач;
мостов.

Система сцепления использовалась безмуфтовая, для своего времени довольно прогрессивная. Все мосты – ведущие, основным является передним, задний – отключаемый.

По желанию заказчика мог быть установлен предпусковой подогреватель.

Запуск двигателя

Как и в остальной мощной технике, разработанной в 60-х годах прошлого века, процесс запуска мотора был гораздо более сложным, чем сейчас. Общий алгоритм выглядит следующим образом:

Рычаг переключения передач нужно установить в положении «слив».
Рычаг переключения грузового вала устанавливается в нейтральном положении.
Рычаг стояночного тормоза перемещается до упора назад.
Открывается кран подачи топлива, качая рукоятку ручной подачи нужно создать давление в топливной системе.
Рукоятка ручной регулировки подачи топлива подается вперед, в положение для минимальных оборотов двигателя.
Закрывается шторка радиатора.
Включается кнопка подачи «массы» аккумулятора.
Нажимается кнопка стартера, которую нужно держать до тех пор, пока мотор не начнет стабильно работать.
Перед началом движения двигатель необходимо прогреть примерно до 50°С.

Навесное оборудование

В тракторах семейства «Кировец» используется раздельно-агрегатная система навесного оборудования. С ее помощью можно управлять не только самими навешиваемыми приборами, но также их рабочими органами, регулируя эксплуатационные характеристики. Максимальный собственный вес навешиваемых приборов достигает 2 тонн, что позволяет использовать крупные, высокопроизводительные агрегаты.

К-700 можно было легко адаптировать для применения с разными видами навесного оборудования, прежде всего, сельскохозяйственного. Это и стало одной из ключевых причин его распространенности и востребованности.

Аналоги

На момент начала серийного производства трактор «Кировец» К-700 обладал уникальными для сельскохозяйственной техники, производимой в СССР, характеристиками. Однако, со временем были запущены в серию и другие модели, имеющие похожие возможности и массогабаритные параметры. На данный момент наиболее близкими аналогами этой машины можно назвать такие трактора:

МТЗ 3525.6;
МТЗ 2022;
ЧТЗ Т-100М;
Алттрак Т-404;
МТЗ 2122.4;
Троицкий ТЗ К-704.

Современный выбор тракторов этого класса гораздо более обширен. Однако, сейчас производятся гораздо более совершенные модели, поэтому к прямым аналогам их отнести нельзя. Скорее, это уже следующие поколения, в том числе разработанные на основе эксплуатации К-700 и его вариаций.

Преимущества и недостатки

О достоинствах и недостатках этой модели трактора можно говорить только в разрезе времен периода СССР, когда он был одним из наиболее массовых в стране. По крайней мере, в своем классе. Главным преимуществом являлась высокая мощность и проходимость. Последнему достоинству машина обязана тем, что во время войны ее планировалось использовать в качестве артиллерийского тягача.

Еще одним важным плюсом стала кабина. К-700 одним из первых получил изолированный отсек тракториста, герметизированный, с системой принудительной вентиляции и автономным отоплением. Также сравнительно с другими моделями была улучшена эргономика управления навесным оборудованием, для чего не был нужен помощник.

Сама машина получилась надежной, прочной, с высокими показателями ремонтопригодности благодаря удобному доступу к основным узлам и агрегатам.

Что касается недостатков, то здесь следует отметить недостаточную обзорность из кабины, резкое снижение возможностей при работе на склонах, большой удельный вес колес при воздействии на почву. Также проблемной являлась рессорная подвеска переднего моста, которая выходила из строя чаще других узлов.

Модификации

К-700АК-701
Снаряженная масса (кг)11 90012 400
Силовой агрегатЯМЗ-238НД2ЯМЗ-240БМ2
Мощность (л. с.)230300
Обороты (об/мин)1700900
Крутящий момент (Нм)10791240
Максимальная скорость при движении вперед (км/ч)2,6-30,22,9 -33,8
Максимальная скорость при движении назад (км/ч)4,6-21,75,1-24,3

Материал взят с сайта https://tractortruck.ru/tractor/ptz/k-700#i